Skip to content

What Can We Learn From Cape Town’s Water Crisis? Russian

Published:
January 8, 2019
Author:
Revathi Kumar

Contents

Какой урок мы можем извлечь из кризиса водоснабжения в Кейптауне?


Click here to see this page in other languages: English 

Автор статьи: Билли Бабис

Ранее в этом году, Кейптаун, портовый город в Южной Африке, приготовился к полному истощению водных ресурсов из-за рекордной засухи протяженностью в три года. Угроза наступления «нулевого дня», т.е. дня, когда город официально отключит водоснабжение, в данное время миновала, но долгосрочная опасность остается. И хотя кризис в Кейптауне является локальным, он демонстрирует проблему, с которой вероятно столкнутся некоторые участки планеты.

Текущая ситуация в Кейптауне


Будучи рекордно сухим годом за последние три года, 2017 также был самым сухим годом с 1933 года. Население города за последние 25 лет почти удвоилось до 3,74 миллионов жителей, потребление воды увеличилось, а запасы истощаются.

В январе этого года, власти Кейптауна обнародовали чрезвычайное сообщение, что нулевой день наступит в середине апреля, и начали вводить правила и ограничения. Начиная с 1 февраля, городские власти ввели в действие чрезвычайные правила потребления воды, увеличив цену на воду, в пять-восемь раз превышающую предыдущий тариф, и установили 50-литровую расчетную норму потребления воды на человека. Для сравнения, средний американец расходует около 300-380 литров воды в день. И хотя жители Кейптауна все еще используют на 80 миллионов литров больше установленной городом цели в 450 миллионов литров в день, эти правила и возросшая стоимость добились результата. Потребление воды снизилось достаточно для того, чтобы отложить нулевой день до 2019 года, в то время как ожидается, что сезон дождей (июль-август) частично восполнит резервуары.


В январе этого года, власти Кейптауна обнародовали чрезвычайное сообщение, что нулевой день наступит в середине апреля, и начали вводить правила и ограничения. Начиная с 1 февраля, городские власти ввели в действие чрезвычайные правила потребления воды, увеличив цену на воду, в пять-восемь раз превышающую предыдущий тариф, и установили 50-литровую расчетную норму потребления воды на человека. Для сравнения, средний американец расходует около 300-380 литров воды в день. И хотя жители Кейптауна все еще используют на 80 миллионов литров больше установленной городом цели в 450 миллионов литров в день, эти правила и возросшая стоимость добились результата. Потребление воды снизилось достаточно для того, чтобы отложить нулевой день до 2019 года, в то время как ожидается, что сезон дождей (июль-август) частично восполнит резервуары.

Потребление воды в Кейптауне сократилось в основном из-за роста стоимости. Муниципалитет также ограничил использование воды для сельскохозяйственных нужд, что обычно составляет до половины общего потребления. Эти ограничения усугубляют и без того тяжелое положение сельскохозяйственной отрасли, где под сокращение попали 37000 рабочих мест, а также были понесены убытки на сумму 14 миллиардов рэнд (1,17 миллиардов долларов США), что повлекло рост цен на продовольствие и 50000 человек оказались за чертой бедности.

В плане инноваций, город значительно расширил инвестиции в инфраструктуру с целью увеличения доступности воды: три опреснительные фабрики, три установки по обработке водоносного слоя почвы, а также один проект по утилизации сточных вод находятся в стадии реализации с целью окончательного увеличения поставок воды в Кейптауне в объеме почти 300 миллионов литров в день.

Было ли изменение климата причиной водного кризиса?


Суровые засухи истощали такие регионы субтропиков, как Кейптаун, задолго до спровоцированного человеком изменения климата. Поэтому сложно утверждать, что изменение климата было прямой причиной водного кризиса. Тем не менее, Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) продолжает находить доказательства того, что изменение климата причинило засуху в определенных регионах и причинит более длительные и более частые засухи в течение следующего века.

Засуха может быть метеорологической (аномально низкий уровень осадков), сельскохозяйственной (аномально сухая земля, чрезмерное испарение) или гидрологической (ограниченный уровень проточной воды). В то время как эти проблемы взаимосвязаны, каждая из них по-разному влияет на засушливость в разных регионах. Метеорологическая засуха зачастую самая сильная, и она определенно имеет место в Кейптауне.

Метеорологическая засуха происходит естественным образом в Кейптауне и нескольких других регионах мира со «средиземноморским» климатом: центральная Калифорния, центр Чили, северная Африка и южная Европа, юго-западная Австралия и территория в округе Кейптауна отличаются сухим летом и переменчиво дождливой зимой. Из-за глобальных колебаний погоды, таких как Эль Ниньо, общее количество осадков зимой варьируется очень сильно. Зима обычно либо очень дождливая, либо очень сухая. Но, постольку поскольку повторяемые длительные периоды засухи, как правило, не происходят, эти регионы могут подготовиться к сухим сезонам путем сбережения воды от предыдущих мокрых сезонов.

Изменение климата ставит все под угрозу. На основании «основательных доказательств и соглашения на высшем уровне», МГЭИК пришло к выводу о том, что, в то время как в тропических регионах в этом веке осадков будет больше, в субтропических сухих регионах (таких, как упомянутые регионы со средиземноморским климатом) их будет меньше. Фактически, теплый воздух, который поднимается в области экватора, в конечном итоге оседает и охлаждается в таких субтропических регионах, создавая пустыни и засухи. Таким образом, рост экваториальной жары и дождя (в соответствии с механизмом действия глобального потепления) вероятно приведет к более сухим субтропическим условиям и более частым метеорологическим засухам.

МГЭИК также ожидает, что сельскохозяйственные засухи будут происходить чаще в регионах со средиземноморским климатом (МГЭИК 5), в основном по причине роста населения. Кроме того, возобновление поверхностных и грунтовых вод сократится, а вероятность более частой гидрологической засухи увеличится, в основном в силу роста населения и, соответственно, потребления.

Какой урок можно извлечь из кризиса


Ранее в этом году, многие жители Кейптауна опасались истощения воды, что было бы полной катастрофой. Более состоятельные граждане могли бы себе позволить заплатить за импортированную воду или улететь куда-нибудь, но бедные районы оказались бы в куда более тяжелых обстоятельствах. Для того, чтобы избежать возможные фатальные последствия, вероятно, потребовалась бы международная помощь.

Похоже, что в настоящий момент городу удалось это избежать, но не без потерь. Засуха является чрезвычайной нагрузкой для сельского хозяйства, что «займет годы системных разработок,» – поясняет Беатрис Конради, профессор экономики и социальных наук Университета Кейптауна. «Первичные производители, вероятно, будут действовать более консервативно в результате, и это сделает их менее склонными инвестировать и создавать рабочие места. Безработные будут мигрировать в города, где они создадут дополнительную нагрузку на и без того напряженную инфраструктуру».

И пока проекты водной инфраструктуры Кейптауна – опреснительные фабрики, установки по обработке водоносного слоя почвы и проекты по утилизации сточных вод – обеспечили некоторое незамедлительно и потенциальное улучшение, они не всегда будут вариантом для каждого региона. Опреснительные фабрики очень дорогие и энергозатратные (и таким образом, вносят вклад в изменение климата), а также загрязняют местную океаническую экосистему, сливая жидкие остатки опреснения назад в воду. Конради также выражает обеспокоенность по поводу нерегулируемого бурения скважин в результате ограничений водоснабжения. Регулируемый или нет, чрезмерный отвод воды от водоносных слоев почвы как правило приводит к вторжению соленой воды, что навсегда загрязняет пресную воду и уничтожает дикую природу на заболоченных территориях. Это лучшие решения из доступных, и ни одно из них не является экологически рациональным.

«Кейптаун – это настоящее предупреждение другим городам мира, – сообщает Джей Фамильетти, старший ученый НАСА по исследованию воды. – Перед нами стоят серьезные вызовы, если в будущем мы хотим предотвратить наступление нулевых дней в других городах мира».

Как и жители Кейптауна, которые не уделили должного внимания призывам руководства города до тех пор, пока не оказались в кризисном положении, люди во всем мире также очень медленно приспосабливаются к призывам ученых и правительств относительно мер по борьбе с изменением климата. Однако, из опыта Кейптауна можно извлечь несколько ценных социологических уроков об устойчивом развитии. Одним из таких уроков является то, что поведенческие изменения могут резко колебаться в массовых масштабах. Как только в начале февраля достаточное понимание неотложности пришло к людям Кейптауна (см. график ниже), движение по сбережению водных ресурсов достигло критической массы. Члены сообщества укрепляли надежды друг друга в геометрической прогрессии.


Тем не менее, руководство сыграло незаменимую роль. Хотя Кейптаун долго пытался информировать общественность о сокращении водоснабжения, жители не оптимизировали потребление до тех пор, пока 17 января правительство не обнародовало чрезвычайное уведомление и начало вводить жесткие правила и тарифы.

Как демонстрируют усилия Кейптауна в сфере рационального использования природных ресурсов, решение вопросов, связанных с изменением климата, является в такой же мере социальной проблемой, как и технической проблемой. Независимо от технологических инноваций, понимание поведенческих склонностей человека будет ключевым фактором продвижения необходимых изменений. Таким образом, социологи станут так же важны для проведения перемен, как ученые по вопросам климата и инженеры-химики.

В течение последних нескольких месяцев, основные усилия Кейптауна направлены на выявление лучших способов поведенческого поощрения граждан к сокращению потребления воды в массовых масштабах. Это повлекло за собой исследовательское партнерство с факультетом социологии и с кафедрой изучения политики в области охраны окружающей среды Кейптаунского университета. В соответствии с принципом взаимности, согласно которому люди более склонны к осуществлению вклада в общественное благо, если они видят, как это делают другие, увеличение данного эффекта в глобальном масштабе станет все более важным по ходу того, как мы предпринимаем действия по предотвращению и адаптации к опасностям, стоящим в этом веке перед окружающей средой.

В условиях изменений климата или без таковых, нехватка воды станет все более актуальным вопросом для увеличивающегося населения. Рост населения все более усугубляет наш экологический след и все более ставит под угрозу возможность процветания будущих поколений. Перед лицом экологических затруднений, люди Кейптауна продемонстрировали важность результативного управления и взаимодействия. В то время, как субтропические регионы все более страдают от засухи и нехватки воды, извлечение уроков из неудач и успехов Кейптаунского кризиса 2018 года поможет предотвратить катастрофу.

This content was first published at futureoflife.org on January 8, 2019.

About the Future of Life Institute

The Future of Life Institute (FLI) is a global non-profit with a team of 20+ full-time staff operating across the US and Europe. FLI has been working to steer the development of transformative technologies towards benefitting life and away from extreme large-scale risks since its founding in 2014. Find out more about our mission or explore our work.

Our content

Related content

Other posts about 

If you enjoyed this content, you also might also be interested in:

Sign up for the Future of Life Institute newsletter

Join 40,000+ others receiving periodic updates on our work and cause areas.
cloudmagnifiercrossarrow-up linkedin facebook pinterest youtube rss twitter instagram facebook-blank rss-blank linkedin-blank pinterest youtube twitter instagram